Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Агриппина Яковлевна Ваганова

Если у дела есть прочная база, то оно обречено на успех. Русский балет получил такую базу благодаря Агриппине Вагановой – неказистой внешне и местами несносной, но невероятно упорной женщине, которая отдала балету всю свою жизнь и ни разу об этом не пожалела.
Назад

Рейтинг

(3431)
(0)
(0)
(0)

Её история начиналась достаточно трудно, без какой бы то ни было материальной поддержки и даже толики везения.

Агриппина родилась в 1879 году в семье отставного унтер-офицера Акопа Ваганова (Якова Ваганова), который незадолго до её рождения перебрался из Астрахани в Санкт-Петербург, когда служба его была окончена. Яков был из персидских армян и слыл большим любителем танцев. Возможно потому, прибыв в Петербург, он и испросил себе место капельдинера в Мариинском театре, на которое и был принят (руководство посчитало, что военная стать и выправка придутся к месту при встрече и сопровождении высокопоставленных гостей). К слову сказать, за время своей военной службы капитала Яков так и не нажил.

На новом месте небольшое жалование с трудом позволяло прожить семье с тремя дочерьми, младшей из которых и была Агриппина. Все надежды отца и матери кружились вокруг балетного училища. Для девочек это была реальная возможность получить профессию, к тому же тех учениц, которые успешно заканчивали первый год обучения в училище принимали на полный пансион, что существенно облегчило бы жизнь семьи. Но, устроить в Санкт-Петербургское императорское театральное училище Якову с большим трудом удалось лишь Агриппину.

В 1889 году при поступлении ей было 10 лет, и к этому времени Груня уже фанатично любила балет. С самого раннего детства она наблюдала за представлениями в Мариинке, куда частенько брал её отец. Девочка с пытливым умом и необычайной врожденной целеустремленностью другой судьбы себе не желала. Кто бы мог подумать, что спустя 70 лет имя Грушеньки будет присвоено училищу, которое воспитало основоположницу современного русского балета.

А тогда, поступив в училище в класс А.А. Облакова – достаточно известного в те времена танцора, она начала впитывать все детально, разбирая монотонные упражнения и балетные приемы на составные элементы. Очень многое почерпнула Ваганова, перейдя в класс Е.О. Вазем – талантливой балерины, превосходного и строгого педагога. Девочка была довольно озорной и шумной, за что часто имела низкий балл по поведению. Однако в 16 лет она успешно закончила школу, получив на экзамене 11 баллов из 12, и начала участвовать в операх и балетах на ролях пока еще совсем незначительных.

В труппу Мариинского театра её приняли, как и положено после исполнения 17 лет, в состав кордебалета. К первым сольным партиям путь Агриппины был долгим. Она технично танцевала, легко поднималась, была сильна на носках, но телосложение и внешность ей очень мешали. К невысокому росту танцовщицы совсем не шли широкие плечи, мускулистые ноги, крупные черты лица и прямая спина. Изящества фигуре все это не добавляло. К тому же лицо никак не поддавалось гриму и по отношению к невысокому росту все равно казалось крупным. Агриппина хорошо знала свои недостатки и постоянно работала над собой.

Она не была фееричной танцовщицей от бога, даже знаменитый балетмейстер Петипа, безраздельно властвовавший в то время в Мариинке, не сумел разглядеть в ней таланта и сольные партии отдавал Павловой и Кшесинской. Но Ваганова настолько самоотверженно репетировала и танцевала, относясь к профессии очень вдумчиво и творчески, что в итоге добилась перевода из актрис кордебалета во вторые танцовщицы. Лестные отзывы в прессе не заставили себя ждать. Её заметили критики и публично сетовали балетмейстерам на то, что они недостаточно задействуют эту танцовщицу. Еще будучи ученицей, Агриппина противилась простому методичному повторению упражнений и пыталась объединить их в единое целое, «придумать вариации» как она говорила. В будущем её так и называли «королева вариаций».

1.jpgРазвить свой особенный стиль и достичь высот балета Вагановой помог прекрасный педагог Николай Легат. Он оказал большое влияние на становление её техники, и вскоре особенная манера исполнения танцовщицы стала заметна и зрителям, и критикам. Заговорили о её высоком сильном, почти мужском прыжке, длительном замирании в воздухе, которое ошеломляло и заставляло аплодировать весь зал, об отточенности движений и «стальном носке». Эта безупречная техника, которую Ваганова постоянно совершенствовала, феноменальное мастерство, которое она показывала в своих второстепенных партиях, вскоре заставили признать её достоинства даже тех, кто изначально был её ярым противником, например Акима Волынского. Критик, изменив свое мнение о танцовщице, писал о том, что вариации Вагановой станут легендой балетного искусства, и некоторые из них справедливо было бы назвать её именем. Сама же Агриппина Яковлевна очень страдала от того, что так и не получала сольные партии.

Как водится, в обычный ход вещей вмешался счастливый случай. В 1914 году 13 ноября в Мариинке давали «Шопениану» и «Жизель». Главные роли исполняла Тамара Карсавина. Шел второй акт «Жизели», когда ведущая балерина подвернула ногу, и спасать положение выпало Вагановой. И балетмейстер Фокин и партнер Карсавиной по спектаклю Петр Владимиров прекрасно знали, что вот так сходу войти в партию без репетиций способна одна Ваганова. Счастье улыбнулось ей: дерзкое необычное исполнение имело огромный успех. И публика, и критики приняли её прекрасно. Однако на первые «Русские сезоны», организованные Дягилевым в Париже, её не пригласили: Фокин имел особый эстетический вкус и предпочитал «своих» балерин. Тем не менее, дирекция уже не могла держать на вторых ролях балерину, которую заметили. Через год Ваганова получила сольную партию в балете «Ручей», который стал её триумфом. После успеха вновь было долгое ожидание следующей роли. И только через 2 года после «Ручья» к огромной радости балерины ей дали партию, о которой она мечтала - наконец Ваганова танцевала в «Лебедином озере».

Сценическая карьера Агриппины Яковлевны воспринималась ею стойко, но с большой горечью: главные партии танцовщице начали давать лишь незадолго до окончания выслуги. Её последний балет «Конек-Горбунок» поставил Александр Горский, и исполнение танцовщицы было виртуозным. В 36 лет Вагановой дали звание балерины и отправили на пенсию.

После революции Ваганова была вынуждена танцевать в фойе кинотеатров, зарабатывая на кусок хлеба, преподавать в двух частных школах и, наконец, в 1921 году была зачислена в штат ленинградского хореографического училища. Здесь она и начала обкатывать собственную методику преподавания, составляя из наскучивших движений осмысленные хореографические отрывки. Своих учениц Ваганова обучала методично, требовательно, доводя до седьмого пота. Эти девочки, среди которых были Галина Уланова, Марина Семенова, Наталья Дудинская, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, впоследствии и составили славу русского балета. Ваганова же обрела славу лучшего педагога своего времени.

Главной вехой в её творческой биографии как раз и стала преподавательская деятельность, в процессе которой Ваганова воспитала десятки балерин с мировой известностью. Все свои знания и опыт она систематизировала, делая упор на поэтапное обучение от простого к сложному, уделяя особое внимание технике рук и создала ту знаменитую систему Вагановой, которая лежит в основе современного классического танца. Детали этой базы, подробное описание движений Ваганова изложила в учебнике «Основы классического танца», изданного в 1934 году с помощью Любови Дмитриевны Блок, которая являлась её подругой. В том же году Агриппине Яковлевне присвоили звание народной артистки РСФСР. Свою преподавательскую деятельность талантливейший педагог не оставляла до самой смерти 5 ноября 1951 года. В честь первого в России профессора хореографии в 1957 году ленинградское хореографическое училище, а сегодня Академия русского балета, получило имя Агриппины Яковлевны Вагановой. Именно она создала и укрепила ту школу русского балета, которой сегодня рукоплещет весь мир. 

Другие новости

Коментарии (0)