Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Джордж Баланчин

Жизнь и творческую деятельность выдающегося американского балетмейстера Джорджа Баланчина можно условно разделить на три периода: российский, связанный с его становлением как танцора и хореографа, европейский, ознаменовавшийся знакомством с Сергеем Дягилевым и работой в «Русском балете», и, наконец, американский – время подлинного триумфа.
Назад

Рейтинг

(2696)
(0)
(0)
(0)

И каждая из этих эпох награждала его новым именем: в Петербурге его, сына известного грузинского композитора, называли Георгием Баланчивадзе, в Париже Дягилев, склонный переименовывать своих артистов, представил европейским поклонникам балета Джорджа Баланчина, которого американцы впоследствии по-дружески величали просто мистером Би. Однако как бы не менялось место жительства и имя хореографа, одно оставалось постоянным – он ставил балеты, за свою жизнь создав более 400 оригинальных постановок, большая часть которых неизвестна широкой публике.

Георгию едва исполнилось 10 лет, когда он вышел на сцену впервые – это была «Спящая красавица», в которой он сыграл небольшую роль Амура. Годы обучения в Петроградском театральном училище принесли ему не только совершенное владение техникой – здесь Баланчивадзе познакомился с музыкой Чайковского, чтобы больше никогда с ней не расставаться, и получил первый опыт в качестве балетмейстера. Позднее, работая в труппе «Молодой балет», одним из основателей которой он являлся, Георгий посвятил себя преимущественно постановке танцев для других артистов.

Шёл 1924 год – непростое время для жителей новообразованного Союза, а уж для деятелей культуры подавно, и Баланчивадзе вместе с женой Тамарой и двумя другими танцовщиками после гастролей в Германии решил не возвращаться на родину. Здесь Георгию улыбнулась удача: на него обратил внимание Дягилев, привлёкший его к сотрудничеству в качестве хореографа.

Джордж Баланчин и Майя Плисецкая В конце 20-х годов начал формироваться неоклассический балет, у истоков и популяризаторов которого стоял Баланчин. Его кредо, звучавшее как «Видеть музыку, слышать танец», легло в основу совершенно нового стиля, на создание которого автора вдохновила музыка Игоря Стравинского, остававшегося другом хореографа на протяжении всей его жизни. Травмировав колено, Джордж ограничил выступления на сцене, занявшись тем, что считал истинным призванием – постановкой балетов на свой особый манер: импульс танцу давала музыка, исполняя не сопровождающую, а одну из главных ролей. Сам Баланчин признавался, что не в силах представить движение, не «увидев» сначала музыку.

Когда Дягилев умер и «Русский балет» начал распадаться, Джордж некоторое время ездил по Европе, работая в Лондоне, Копенгагене, Монте-Карло. А в 1933 году по приглашению американского миллиардера Линкольна Кирстайна он перебрался в Бостон, чтобы стать одним из создателей Школы американского балета, а также основателем труппы «Американский балет». Первой постановкой, состоявшейся на сцене открытой в 1934 году школы, была «Серенада» на музыку Чайковского.

В 1936 году Баланчина не поняли – первые рецензии на его работы способны были смутить кого угодно, но балетмейстер не сдавался. Не признавая никаких заранее предложенных сюжетов, он в первую очередь обращался к музыке и только прочувствовав её приступал к работе. Или не приступал – если полагал, что это не его музыка. Таким образом, он возвращал на большую сцену чистый танец, оттесняющий на второй план изложение событий, переживания героев, декорации. Главным становился танцевальный образ, произрастающий из музыки и тесно связанный с нею.

«Сон в летнюю ночь», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», более 30 постановок на музыку Стравинского, балеты, поставленные на классические и современные произведения – Баланчин работал с самыми разными стилями, придерживаясь классических ориентиров и разбавляя их бытовым, джазовым, спортивным рисунком («Симфония Дальнего Запада», «Кому какое дело?» и др.). Он также создавал танцы для мюзиклов, фильмов, оперных спектаклей, опираясь на традиции, но преподнося их по-своему.

Джордж Баланчин основал новое направление классического балета 20 века, стоял у истоков американской танцевальной школы и оказал решающее влияние на развитие современной хореографии в целом. Его бессюжетные одноактные постановки, спустя десятилетия сохраняющие свою индивидуальность и узнаваемость, по-прежнему идут во многих странах, в том числе и в России.

Другие новости

Коментарии (0)