Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Михаил Барышников – низкий рост гению не помеха

Рыба ищет, где глубже, а человек – где свободнее. Одним из самых известных «невозвращенцев» 70-х стал Михаил Барышников – гений российского, а впоследствии и мирового балета. Что сподвигло его остаться в Канаде в далеком 1974-м? Чем недоволен был танцор, уже тогда имевший звание заслуженного артиста РСФСР и безмерную любовь отечественной публики?
Назад

Рейтинг

(15448)
(0)
(0)
(0)

Родился Михаил 27 января 1948 года в Риге. Туда после войны для дальнейшего прохождения службы был направлен его отец, офицер и ярый сталинист Николай Барышников – человек жесткий, строгий и авторитарный. Искусство его не впечатляло, да и не интересовало вовсе, общего языка с сыном они не находили. Мать, Александра Васильевна, которую Михаил очень любил, напротив, была женщиной мягкой и впечатлительной. Занимаясь его воспитанием, она много времени уделяла походам в латвийскую драму и оперетту, научила слушать и любить музыку. С её подачи Барышников начал занимался в балетной студии.

Мише было всего 12-ть, когда семью постигла неожиданная и страшная трагедия, причина которой так и осталась неизвестной – Александра Васильевна, отправив сына к бабушке, покончила с собой. Лишь спустя год он узнал, что это было самоубийство. Не найдя контакта с отцом, который вскоре завел новую семью, Михаил полностью погрузился в танец, в нем нашел спасение и утешение.

Решение о поступлении в Рижское хореографическое училище было принято самостоятельно. Случай свел в одном классе два юных дарования – Барышникова и Александра Годунова. Оба в то время были маленького роста, изрядно беспокоились об этом и вместе придумывали способы, как подрасти: спали на полу, литрами пили томатный сок. Кстати невысокий рост чуть было не стоил Барышникову балетной карьеры, ведь самые миниатюрные балерины на пуантах были для него велики. Преподаватели говорили: для сольных партий нужно подрасти. И волею природы или собственного упорства он дотянулся, дозанимался, добрал те несколько сантиметров, которые решили его судьбу. Рост артиста - 167 см.

Сцена была для него фетишем, целью, смыслом. На ней он расцветал и, кажется, только там становился самим собой, превращаясь из скромного, слегка отчужденного юноши в магнит для зрительских глаз. Учителя отмечали, что на Барышникова хочется смотреть и смотреть, среди прочих танцоров его выделяло буквально все: позы, движения, эмоции, лицо, точеная фигура, гордая осанка. Как яркий цветок на унылом поле, он не мог остаться незамеченным.

Михаил Барышников и Рудольф Нуреев 6 июля 1986 года.jpgЮный танцор ни на минуту не давал себе поблажек, не уставал делать гимнастику на растяжку дома, бегать, заниматься акробатикой и делать сложнейшие упражнения на занятиях в училище. Садясь в позу йоги, просил однокурсников становиться на свои согнутые колени. После таких упражнений ноги нещадно болели.

В 14 лет Миша Барышников танцует свою первую сольную партию. Это была «Тарантелла». В 15 лет его принимают в Вагановское училище в Ленинграде, где танцоров для Кировского театра готовит Александр Пушкин – прекрасный педагог, наставник Нуреева, который всего лишь тремя годами раньше окончил училище.

Барышников со своей феноменальной работоспособностью и харизматичной внешностью быстро занял видное место в труппе Кировского театра, дебютировал в «Дон Кихоте» и «Сильфиде», танцевал партии Нуреева (в оставленных им же костюмах) в «Жизели» и «Спящей красавице». Он стал первым исполнителем партии Гамлета в одноименном балете и Адама в «Сотворении мира», охотно участвовал в экспериментальных постановках. Его танец отличала блестящая техника, эмоциональность и артистизм. Вращения, прыжки и другие элементы он делал мощно и безукоризненно, что и принесло ему победу в 1966 году в Варне и в 1969 году в Москве на международных балетных конкурсах. Звезда Барышникова загорелась быстро и ярко. Он обладал просто уникальными профессиональными данными – идеальной координацией движений, необычайной силой, незаурядным артистическим даром, владел безупречной техникой исполнения и такими сложнейшими элементами, как прыжок с баллоном и элевацией – зрительские сердца были завоеваны окончательно и бесповоротно.

Вся жизнь Михаила Барышникова посвящена творческим амбициям. Именно они и заставили его во время гастролей в Канаде в 1974 году сделать сложный выбор между родиной и творчеством. Репертуар российского академического театра был для него настолько узок, так удушающе мал, что не мог удовлетворить жажду танцовщика познать творческую свободу. Он хотел постигать свободное движение в его абсолютной форме, непрерывно увлекаться танцем, вырваться из рутины и застоя.

Здесь, на Западе, он начал участвовать в новаторских постановках и работать с хореографами разных направлений.

Вскоре Барышников переезжает в США, где поступает в труппу «Америкен Балле Тиэтр» (American Ballet Theatre), становясь сначала ведущим танцовщиком, а затем и руководителем.

Михаил БарышниковОн демонстрировал высочайший исполнительский уровень, вынуждал равняться на себя, расширил свой творческий репертуар от старинной хореографии до модерна и постмодерна. Специально для него создавались многие номера и балеты. «Другие танцы», «Опус 19», «Месяц в деревне», «Пиковая дама», «Гамлет: сопутствующие» - лишь некоторые громкие постановки, в которых он танцевал.

Руководство Американским балетным театром в какой–то момент истощило его физически и морально. В 1990 году он решил вместе с Марком Моррисом основать собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в течение шести лет выпустил три великолепных хореографических программы с участием различных балетмейстеров. Снимался в кино, выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы», организовал вместе с Бродским ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Это один из немногих русских артистов, который оказал существенное влияние на формирование американского балетного искусства. Он состоялся в творчестве, бизнесе и личной жизни. Четверо детей и мировое творческое признание, похоже, Михаил Барышников – счастливый человек.

Другие новости

Коментарии (0)