Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Ритуальный танец Сама

Сама (или Сема) – это суфийский ритуальный танец, являющийся разновидностью зикра – исламской духовной практики, которая базируется на многократном произнесении определённой молитвы. Его возникновение связывают с персидским поэтом и мистиком Руми, который, проходя через городской рынок, в стуке молотков, с помощью которых обрабатывалось золото, услышал фразу «Нет Бога, кроме Аллаха», в результате чего пустился в пляс, воздевая руки к небесам и вращаясь по кругу.
Назад

Рейтинг

(2993)
(0)
(0)
(0)

Если верить легенде, именно так был создан Орден дервишей Мевлеви, отличительной особенностью которого являются попытки воссоединения с Богом при помощи ритуальных танцев. Движения сопровождаются пением, в том числе религиозными песнопениями кавл и бейт, игрой на сакральных музыкальных инструментах (в этом качестве наиболее приемлемыми считаются бубны, флейта, бубенцы), повторением молитв, декламацией стихотворений.

Что касается выбора поэтических произведений, то ограничений нет – любой умело произнесённый текст, будь то любовная лирика или стихи патриотического содержания, способен ввести слушателей в состояние, приближающее к Богу и сравнимое с медитацией. Но предварительно участники церемонии должны очистить помыслы от земных желаний, дабы обращать своё сознание не столько к тексту, сколько к самому процессу говорения, сочетающемуся с танцем. При этом запрещается цитировать Коран, который не просто священен для мусульман, но и полностью самодостаточен и не может быть использован в качестве отправной точки для личных мистических переживаний и фантазий.

Природа обряда Сама представляет собой нечто среднее между древними ритуальными плясками и безмолвным самосозерцанием буддийских монахов в состоянии медитации. Начинается церемония в тишине и неподвижности: участники обязаны контролировать себя до тех пор, пока не наступит ваджд – переживание божественного присутствия или скорее обнаружение Бога в себе. Подобное состояние, по словам суфиев, достигается и при помощи чтения сур Корана, когда слушатели впадают в экстатическое состояние, плачут и даже теряют сознание.

Однако смысл Сама не в том, чтобы вызвать сильные эмоции, а в том, чтобы снять с человека символические оковы, созданные сомнениями, которые мешают прямому его общению с Богом. Иными словами, участник церемонии естественным образом погружается в транс, отключая разум, но, всё же отчасти управляя своим поведением, поскольку в течение обряда должен придерживаться определённых правил.

Руми сравнивал движения Сама с паломничеством в Мекку, тем самым подчёркивая символический характер ритуала. Кроме того, есть мнение, что обряд воссоздаёт мытарства души в процессе мистического восхождения к совершенству, путь к высшей духовной сущности. Участники действа утверждают, что возвращаются из странствия преобразившимися и зрелыми, наполненными божественной любовью и готовыми дарить её окружающим.

В мусульманской среде отношение к данному обряду противоречиво: отдельные сообщества отличаются терпимостью к музыкальным представлениям, другие же подвергают их осуждению. Некоторые уважаемые богословы и мистики полагают, что танец и музыка – это неотъемлемые составляющие религиозной деятельности, оппоненты возражают им, сравнивая влияние на человека ритмичных движений с действием алкоголя.

Суфийские церемонии и медитации приветствуются лишь в той мере, в коей они допускаются шариатом. Принимать в них участие могут представители всех социальных групп, хотя не все суфии согласны с тем, что неофиты способны достичь единения с Богом.

Другие новости

Коментарии (0)