Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

«Русские сезоны» Дягилева

Вовсе необязательно обладать собственным талантом, чтобы снискать всемирную славу. Иногда для этого достаточно уметь эффектно преподнести чужой.
Назад

Рейтинг

(3886)
(0)
(0)
(0)

ДягилевНи драматург, ни танцовщик, ни хореограф, ни даже просто художник…С.П. Дягилев хоть и получил превосходное музыкальное образование и был богато музыкально одарен (говорят, что его наставником был сам Римский-Корсаков), однако развивать свои способности начал совершенно в другом направлении. Сегодня его имя во всем мире неразрывно упоминается в связке с русским балетом и знакомо даже человеку, далекому от искусства. Для тех же, кто любит и болеет классическим танцем, Дягилев навеки останется выдающимся деятелем культуры, «продвинувшим» русский балет в европейские и американские массы.

Сегодня его бы назвали не иначе, как креативным продюсером, имеющим «нюх» на успех и исключительную деловую хватку. А тогда, на стыке IX-XX веков его роль называлась скромно – антрепренер. В то время, как балет в столицах Европы приходил в упадок и медленно, но верно погибал, Дягилев развернул активную компанию по пропаганде русского искусства за рубежом. Именно он начал сезоны гастролей петербуржских театральных артистов, дабы продемонстрировать Европе, что русский классический танец не только не угас, но стал весьма значительным и прогрессивным искусством, впитывающим новые тенденции, развивающимся и основательно укрепившимся.

С 1907 по 1922 русская балетная труппа под его опекой активно гастролировала по Европе и США. За эти 15 лет Дягилевым было организовано более 70 различных спектаклей. Из них почти 50 постановок являлись музыкальными новинками. Он не упускал возможности представить зарубежной публике не только классику, но и современных авторов, причем приветствовал и поддерживал всякого рода творческие эксперименты, как например собственную хореографию Вацлава Нижинского. И эти эксперименты, в большинстве своем, имели ошеломительный успех. «Русские сезоны» всегда сопровождали восхищение и бурные овации.

"Павильон Армиды" Анна Павлова - Армида, Вацлав Нижинский - Раб.О Дягилеве писали: «за ним вечно следовали три тысячи костюмов и восемь вагонов с декорациями». Более 2 десятилетий искушенного западного зрителя радовали и восхищали такие спектакли, как «Жар-Птица», «Весна священная», «Павильон Армиды», «Мидас», «Нарцисс и Эхо», «Шут», «Петрушка» и др.

Дягилеву досталось время перемен
… Это был «Серебряный век», характерной чертой которого стало ожидание «великого переворота» во всем: в общественном сознании, политике, культуре и искусстве. В это удивительное время русский балет оставил старые догмы и устремился вперед. Главным в танце стало самовыражение личности, и Дягилев немало этому поспособствовал, поддерживая смелые начинания и предоставляя своим подопечным творческий простор. Феноменальное умение общаться и обостренное чувство красоты, позволяли ему привлекать к себе и вовлекать в свою деятельность людей действительно неординарных, заставляя блистать человека и его творчество.

Триумф «Русских сезонов»
Получив еще в студенческие годы превосходное музыкальное образование, Дягилев был своим в композиторской среде, причем и сам обладал композиторским даром. Просто администратором гастролей назвать его было нельзя, он отлично чувствовал и понимал специфику балетных спектаклей и музыкальных композиций. Все гастроли и выставки им организованные, были на западе откровением - столь высокий уровень российской культуры откровенно удивлял.

Самой громкой нотой звучали, конечно же, «Русские сезоны». Ежегодно Дягилев не без поддержки художественной интеллигенции организовывал за рубежом выступления русских артистов оперы и балета.

Успех «Русских сезонов» начался с пяти симфонических «Исторических концертов» в Париже. Знакомство западной Европы с музыкальными шедеврами России (от Скрябина до Глинки) и потрясающе талантливыми исполнителями – состоялось. Настал черед русской оперы, и в 1908 году публике были представлены премьеры: "Юдифь" А. Серова, "Борис Годунов" М. Мусоргского, "Князь Игорь" А. Бородина, "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова. Зрители были покорены. Но им еще предстояло увидеть самое потрясающее – русский балет с Нижинским, Карсавиной, Павловой, Баланчиным, Мордкиным, Спесивцевой. Труппа подбиралась из лучших танцоров того времени, спектакли оформлялись такими художниками как Н. Рерих, А. Бенуа, П.Пикассо, Л.Бакст, А.Головин, Ж.Брак. Использовались все возможные средства выразительности: костюмы соответствовали той эпохе, в которой происходило действие, танец сопровождался яркой мимикой, талантливый балетмейстер Фокин добивался, чтобы пантомима была максимально танцевальной. Тщательная и доскональная организация на самом высшем уровне способствовала небывалому успеху. Но главной целью Дягилева был все же не коммерческий интерес, он всегда считал своим долгом служение русской культуре и «презентовал» её всему миру весьма эффективно.

Русские сезоныСчастливая идея «балетного экспорта» родилась вовсе не спонтанно. Новые и неожиданно свободные балетные постановки, которые впервые были представлены в Петербурге, а не в Европе, из-за всемогущего российского чиновничества и враждебных реакций на любой прогрессивный взгляд в искусстве, были не поняты и не допущены «к производству». Дягилев впервые вывез за границу русский балет в 1909 году.

Париж, театр Шатле… здесь 19 мая 1909 года были показаны «Половецкие пляски», «Сильфиды», «Павильон Армиды» в постановке М.Фокина – балетмейстера труппы. Французские критики назвали спектакли «революцией» и провозгласили начало новой балетной эпохи.

 «Русские сезоны» уже с 1910 года начали проходить без участия оперы. А в 1911 году успешный администратор принял решение сформировать постоянную балетную труппу, создание которой под названием «Русский балет» Дягилева было завершено в 1913 году. Труппа просуществовала вплоть до 1929 года, собирая аншлаги в Лондоне, Риме, Париже, да что там…по всей Европе и в США. «Подводное царство», «Видение розы», «Петрушка», «Нарцисс», «Лебединое озеро», «Весна священная», «Блудный сын» - гениальные русские постановки с гениальными русскими танцорами завоевали весь мир и стали триумфом русской культуры.

Другие новости

Коментарии (0)