Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Сергей Павлович Дягилев

О Сергее Павловиче Дягилеве, выдающемся художественном деятеле и первом балетном антрепренёре прошлого столетия, выведшем русскую хореографию на европейские просторы, говорили, что у него «нюх» на таланты. С его именем связаны биографии таких знаменитых артистов, как Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Сергей Лифарь, Леонид Мясин, для его постановок писали музыку молодые и ещё никому не известные Равель, Дебюсси, Прокофьев и Стравинский, в оформлении его спектаклей принимали участие Матисс, Пикассо, Рерих.
Назад

Рейтинг

(4231)
(0)
(0)
(0)

Вокруг Дягилева в течение всей его жизни бурлило искусство во всех его видах и проявлениях, сам же он, неплохо рисуя и музицируя на досуге, оставался просто поклонником прекрасного, нередко вкладывающим собственные средства в развитие таланта, который считал несомненным, или постановку, казавшуюся ему беспроигрышной. Тот факт, что балеты, созданные под его руководством, до сих пор украшают мировые сцены, свидетельствует: интуиция его ни разу не подвела.

Сергей Дягилев родился в дворянской семье, где увлечение музыкой и театром было простым и понятным явлением, неотъемлемой частью ежедневного быта. Мальчик, потерявший мать при рождении, воспитывался мачехой – женщиной весьма образованной, привившей ему вкус к музыке, пению, рисованию. В 1890-м году, когда 18-летний Сергей Павлович прибыл в Петербург, он остановился в доме своей тёти Анны Философовой, отличавшейся либеральными взглядами и также немало повлиявшей на формирование характера будущего импресарио.

В 1898 году Дягилев и его кузен и близкий друг Дмитрий Философов при поддержке художника Александра Бенуа занялись издательством журнала «Мир искусства», который мгновенно собрал вокруг себя весь культурный бомонд Петербурга. Как отмечают критики, те 5 лет, в продолжение которых выходил журнал, стали переломными для русской культуры, отношение к которой в глазах большинства кардинально изменилось.

В первые годы нового столетия Дягилев по поручению князя Сергея Волконского редактировал журнал «Ежегодник императорских театров», а также должен был поставить балет Делиба «Сильва», однако постановка сорвалась из-за чиновничьих интриг, а Сергей Павлович отказался от работы в журнале. В то время его отношение к балету ещё сложно было назвать увлечением: судя по всему, опера привлекала его гораздо больше.

«Русские сезоны» Дягилева, открывшиеся в 1907 году, задумывались как музыкальные гастроли, однако, идя на поводу публики, в 1909 году он представил в Европе и русских танцовщиков. Среди них были Нижинский, Фокин, Карсавина и другие артисты, до 1913 года выступавшие с гастролями в Лондоне, Риме, США. А в 1911 году был основан «Русский балет Дягилева», имевший огромный успех на западе и просуществовавший до самой смерти антрепренёра в 1929 году.

«Петрушка», «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Блудный сын», «Парад» и многие другие постановки, увидевшие свет благодаря Сергею Дягилеву, высоко ценились современниками импресарио и по-прежнему считаются непревзойдёнными. Лучшая музыка, талантливейшие танцоры, выдающиеся художники-декораторы – собрав всё самое качественное, что могла предложить культура начала прошлого века, он доказал, что обладает уникальным талантом – почти инстинктивным пониманием истинного искусства и умением преподнести его публике.

Ещё будучи юношей, Сергей Павлович убедил себя в том, что умрёт на воде – так предсказала ему цыганка - и с тех пор боялся морских путешествий. Однако смерть действительно настигла его на воде: Дягилев, болевший сахарным диабетом и не придерживавшийся рекомендаций врачей,скончался в Венеции. И, несмотря на грандиозный успех, который имел «Русский балет», у него не нашлось средств даже на похороны: оплатили их Коко Шанель и Мисиа Серт.

Другие новости

Коментарии (0)