Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Рубрики

Танец сквозь века

Существует неоспоримый факт: мы все больше утрачиваем «природную интуицию». Её заглушает технический прогресс, который предоставляет множество возможностей обезопасить себя.
- Но, позвольте… при чем же здесь танец?
Назад

Рейтинг

(6246)
(0)
(0)
(0)
Лоуренс Альма-Тадема "Римский танец"
Джакомо Леонарди "Танец гречанок в Константинополе" 1816 г.
Джулио Росати "Танец в гареме"
Пол Кане "Ритуальные танцы северных индейцев"
Сергей Судейкин "Летний день ранней осени" 1916 г.
Э.Пойнтер "Хоровод сирен"
Этрусский мастер "Два танцора". Деталь. Около 480 года до н.э.

Следуя этой теории и оборачиваясь далеко назад, на несколько сотен или тысяч лет, можно увидеть, что человек обладал единственным инструментом, который его не подводил – собственным телом. И этот инструмент тонко настраивался на окружающую среду, интуитивно знал, как вызвать нужные потоки энергии во вселенной и вызывал их часто с помощью … танца.

Ритуальные и племенные хитрости
Как зарождалось одно из наиболее древних искусств? Истоки его кроются в самой способности человека двигаться, выражая чувства, эмоции, впечатления от окружающего мира. Любое событие в жизни древних увенчивалось танцем. С его помощью человек, находящийся в полной зависимости от внешней среды, устанавливал связи со своим божествами: землёй, водой, солнцем, огнем и т.д.

Неизвестный художник Музыканты и танцовщица 1850 г..JPGТанец-заклинание призывал духов природы на сторону людей, наделяя пугающую реальность более дружелюбными чертами. Отправляясь на охоту, человек пытался защититься, воссоздавая в танце сам процесс преследования и поражения дикого зверя, получал импульс бесстрашия, а возвратившись с добычей, торжественно отмечал успешный исход дела, и это уже был танец победы. Так праздновался восход солнца, удачная охота, поверженный враг.

Народные танцы появились, когда притупилась первобытная память предков
С течением времени танец пропитал все пласты жизни и быта. Он все еще оставался преимущественно ритуальным, он шёл рука об руку рядом с человеком от рождения до смерти. В этом промежутке ни один праздник не обходился без хореографического сопровождения, будь то смена времени года, засев поля или сбор урожая, приобретение нового скота, строительство дома, свадьба или рождение ребенка. Даже если люди уже не помнили, почему то или иное действие связано с танцем и какой смысл в присущих ему движениях, праздник, сохраняя традиции, проходил сквозь тысячелетия. И танец, как незаменимый его элемент, терял свой ритуальный характер, постепенно превращаясь в просто развлечение, возможность расслабиться и повеселиться.

Движения и жесты, первоначально находившиеся в тесной связи с трудовой деятельностью человека и представляющие собой отклик на происходящие вокруг события, обобщались, и танец приобрёл самостоятельную жизнь. Каждый народ обладал собственной традиционной хореографией, наиболее полно отражающей доступную ему картину мира, заключающий саму его душу. Музыка, костюмы, движения – все создавало индивидуальность танцевального действа.

Античность
Особое место в эволюции танца принадлежит таким грандиозным культурам, как Древняя Греция и Древний Рим. Вот уж где действительно существовал культ развлечений, увеселений и праздной жизни. Был бы повод, а танец – всегда найдется. Жрицы, куртизанки, цыгане, патриции и плебеи – танцевали абсолютно все. Искусство поощрялось, танцевальное чтилось особо. Храмовые танцы, сезонные, посвященные богам, завоеваниям, приходу новых правителей – кажется, не было ни одного события, которое не отмечалось бы праздником. Он был призван не только развлекать, но и объединять людей: трапезу и танец делили простолюдины и знатные горожане безо всякого смущения.

Древние Египет и Индия – отдельный пласт, умудрившийся создать неповторимую танцевально-музыкальную среду, традиции которой настолько сильны, что и сегодня живут на этих территориях. Индия со своей тонкой философией создала тот танец-разговор, которым удивляются во всем мире.

Придворный танец – не что иное, как пафосный народный
Параллельно с тем, как формировался народный танец, развивался и придворный его собрат, по сути мало отличающийся от плясок простого народа. Военные победы, новые завоевания и более мирные события, например, заключение брака или появление наследника, неизменно отмечались в королевских чертогах, являясь и общенациональными праздниками. Разве что пафосная обстановка требовала более утонченных движений и вычурных манер. Так в обитых бархатом покоях, в сияющих бальных залах происходили свои торжества, более благородные, с облагороженными же народными или специально изобретенными танцами.

Религия не стояла в стороне
В эпоху Средневековья наибольшее распространение получил религиозный танец, ведь в те времена религия была единственным доступным человеку средством самосознания и основной движущей силой прогресса. Большинство религиозных плясок, которые исполняли католики и христиане в виде мистерий в храмах во славу Бога и даже на кладбищах в честь памяти почивших, со временем исчезли. Как это ни странно священные пляски дольше всего сохранились в католической Испании, и сегодня во многих церквях они продолжают исполняться.

Во времена всепоглощающего господства религии праздники обладали своими танцевальными традициями, однако развлечения особо не поощрялись: увеселение бренной плоти считалось греховным занятием. Тем любопытнее выглядят некоторые документальные свидетельства о так называемой маниакальной одержимости танцем. Есть сведения, что в период христианских праздников народ внезапно пускался в безумный пляс, нарушая порядок и мешая проходившей в храмах службе. Случаи были далеко не единичными и наблюдались по всей Европе. Таким образом, необузданная человеческая природа давала себе волю, возвращаясь к дикому, первобытному состоянию, требуя праздника не только для души, но и для тела.

Тогда ещё не было танцев, подчинённых определённым правилам, хореография носила импровизационный характер, движения же были самыми незамысловатыми. С появлением рыцарства получили развитие медленные парные танцы, предполагающие движение по кругу, как в полонезе. Исполнялись они на обычных праздниках, являя собой «домашний» вариант рыцарских турниров.

Танец сквозь векаРаскрепощенность Ренессанса
В период Ренессанса, когда путы средневековой сдержанности несколько ослабли и пышные, шумные, многолюдные праздники то и дело гремели на улицах и во дворцах, танец, наконец, стал изысканным зрелищем, обладающим рядом специальных приёмов и правил. Неорганизованный сельский танец не вписывался в бальные залы, а потому благородные дамы и господа нанимали профессиональных танцмейстеров, обучающих их хореографии бальных танцев. Так народные и придворные праздники приобретали совершенно разные черты, всё дальше отходя друг от друга в танцевальном искусстве в том числе.

Карнавальная феерия
К эпохе Возрождения относится и возникновение первых карнавалов и маскарадов, оказавших огромное влияние на развитие танца. Подобные представления практиковались преимущественно в домах дворян, становясь всё более сложными и в итоге превращаясь в роскошные праздники, основной составляющей которых являлся бал. Сдержать такой потрясающий праздник в рамках помещения не представлялось возможным и карнавалы, маскарады вывалились на улицу и стали достоянием и любимым развлечением всего простого народа.

От балета к современным танцам
В 17 веке благодаря указу Людовика XIV об открытии Академии Танца расцвёл французский балет, ставший частью пышных праздничных церемоний, которые состояли из множества развлечений и продолжались в течение нескольких дней.

20 век, богатый светскими торжествами по поводу и без, привнёс свои коррективы в классический балет, сформировал программу бальных танцев. Современные стили, завоевавшие клубные танцполы и уличные площадки, представлены широко и многообразно, продолжая подвергаться модернизации, расширяя границы всё больше. Сегодня мы танцуем не для того, чтобы задобрить силы природы, но именно так мы приближаемся к нашему естественному состоянию, возвращая душевное равновесие, ловя вдохновение и ощущение благополучия. Праздник все так же беден без танца, а потому мы – танцуем!

Другие новости

Коментарии (0)