Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Танцевальный словарьНазад

Бурре

Бурре – старинный танец родом из Франции, первоначально (15-16 ст.) пользовавшийся популярностью преимущественно в народной среде, а позднее, когда французская аристократия обратилась к корням, и в моду вошло всё исконно национальное, завоевавший благосклонность и высших слоёв общества.

Термин «бурре» происходит от слова, которое можно перевести как «колотить» либо «совершать резкие прыжки». Считается, что у истоков танца стоят овернские дровосеки, которые, набивая ритм деревянными башмаками, аккомпанировали себе пением либо выкриками. Позднее танец бурре проник в пантомиму, став важной частью уличных представлений, но по-прежнему бытовал в провинции Овернь, лишь к 17 веку выйдя за пределы данной территории. Охватив в дальнейшем своём распространении практически все французские провинции, танец приобретал самые разные черты, отличаясь от собратьев темпом, ритмом, манерой исполнения. Однако основное оставалось неизменным: бурре всегда была присуща чёткость, синкопированность, оживлённость и даже некоторая схожесть с жигой.

Став бальным танцем, бурре обзавёлся более устойчивой формой и определялся ускоренным темпом, дактилическим размером, двудольным (реже трёхдольным) музыкальным построением, открываясь затактом в одну четверть. В своей придворной ипостаси бурре уже к началу 18 века охватил всю Европу: его исполняли как часть сюиты, как правило, в предпоследнем её действии. Мимо популярного танца не прошёл ни один выдающийся композитор той эпохи: в свои инструментальные сюиты Иоганн Себастьян Бах бурре включал неоднократно, после чего традиция была продолжена его сыновьями. Этот танец не раз становился участником балетных постановок – по большей части поспособствовал тому Жан Батист Люлли, возведший его в ранг модного и актуального. Не обходились без бурре и Большие оперы придворных композиторов.

Когда популярность танца начала клониться к закату, его элементы по-прежнему находили отражение в творчестве современников. Не стал исключением и Моцарт, бурре которого – истинное украшение произведений мастера. С приходом Наполеона к власти танец окончательно утратил былые позиции, как, впрочем, и мода на всё французское, но в самой Франции он периодически появлялся в работах композиторов и хореографов.

Отчасти бурре был воскрешён в конце 19 века стараниями Сен-Санса и Шабрие: эпоха романтизма доживала последние дни, а старинный танец стал вызывающим ностальгию символом ушедших времён. Позднее, когда композиторам требовалось создать определённую атмосферу, вызвать ассоциации с эстетикой рококо, бурре частично возникал в их произведениях, причём нередко для создания «эффекта старины» использовались лишь его форма или название.

Сегодня танец бурре встречается достаточно редко, а музыкальное его сопровождение наряду со многими другими классическими произведениями (аллеманда, менуэт) является частью программы музыкальных учебных заведений.