Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Танцевальный словарьНазад

Гальярда

Гальярда – умеренно быстрый старинный танец, исполняющийся в паре или соло. Возникновение его относят к периоду наибольшего расцвета европейской хореографической культуры – к эпохе Возрождения.

Изначально гальярда представляла собой весёлый танец, который принадлежал итальянскому народу и был распространён в сельской местности, предположительно в северной части страны. В это время он исполнялся в трёхдольном размере, обладая весьма оживлённым характером и синкопированным ритмом. Позднее, расширив границы популярности, танец гальярда приобрёл умеренный темп и место в стандартной бальной программе: плавная церемониальная павана сменялась необычной гальярдой с её проворными прыжками.

Первые документальные сведения о гальярде относятся к 1529 году, а через 60 лет танец был описан Туано Арбо в его известнейшем хореографическом труде «Орхезография», где представлены самые разнообразные варианты гальярд.

В качестве бального танца гальярда приобрела законченную форму и была описана многими историками, исследователями хореографии. Но в 16-17 веках ей соответствовало иное название: в Италии – «cinque passi», во Франции - «cinq pas», что значит «пять шагов». Этот же термин встречается в сочинениях Шекспира.

Подобное название отражало основные движения танца: исполнители совершали 4 шага, прыжок и выдерживали паузу. Направление гальярдо могло быть любым: танцоры двигались назад, вперёд, по диагонали. Значительное внимание уделялось не столько хореографическим элементам, сколько виртуозности и лёгкости, с которой выполнялись подъёмы и прыжки. В гальярде реверансы и поклоны становились второстепенными, и на первое место выходило умение владеть своим телом, танцевальное мастерство. На общем фоне гальярда выделялась именно благодаря прыжкам и скачкам, которые её и прославили.

Гальярде присущи такие своеобразные движения, как «прыжок с кисточкой» (танцующий, поворачиваясь на 180 или даже на 360 градусов, пытается коснуться подвешенной выше коленей, но ниже талии кисточки), «ляганье коровы» (нога поднята и отведена в сторону), «журавлиный шаг» (вынесение вперёд и сгибание левой ноги при одновременном шаге с правой ноги), свидетельствующие о тесной связи этого придворного танца с народными плясками, давшими ему жизнь.

Окончательным формированием танец обязан музыкальным произведениям, написанным для неё и повлиявшим на установление её ритмического рисунка. К слову, в ритме гальярды написан гимн Великобритании. Спустя долгое время после того, как танец вышел из моды, его влияние ощущалось как в хореографических постановках, так и в музыкальных произведениях.

Обладающий итальянскими корнями, гальярдо был особенно любим французами и англичанами: известно, что у Елизаветы I он числился среди фаворитов.

В 16 – начале 17 ст. танец гальярда занимал ведущие позиции в европейской хореографии, получив широкое распространение в Англии, Испании, Германии и других странах. Но уже к середине 17 века его популярность пошла на убыль, и на смену гальярде пришли жига и куранта.