Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Танцевальный словарьНазад

Куранта

Куранта – старинный танец французского происхождения, распространённый на рубеже 16-17 веков. По другим данным, танец куранта зародился в Италии, но поскольку возникновение французского варианта относится к более раннему периоду, логично предположить, что итальянское влияние отразилось на структуре уже сформированного танца, несколько изменив его темп, форму и движения.

Французская куранта, увековеченная великим Бахом, - это медленный и степенный танец, носящий церемониальный характер. Ему соответствует трёхдольный музыкальный размер, хотя первоначально он исполнялся в размере 2/4, обладая пунктирным ритмом. Данная версия характеризуется плавными равномерными движениями, благодаря которым танец нередко сравнивали с торжественным шествием. В поздний период своего существования этот величественный бальный танец, наполненный благородными жестами, скользящими шагами с подъёмом на полупальцах и лёгкими прыжками, на дворцовых приёмах следовал за менуэтом, вскоре совершенно вытеснившим его.

И во французском, и в итальянском языках слово «куранта» переводится как «текущая» или «бегущая». В данном случае речь идёт о движении воды, всегда направленном вперёд. Соответственно строилось и направление куранты. Но в отличие от спокойной прозрачной «воды» французов, вариант итальянцев носил куда более оживлённый характер. Ему свойственна стремительность и отрывистость постоянно меняющихся движений, затейливость фигур, размер 3/8 или 3/4.

Что касается формы, то танец куранта мог строиться как по овалу, так и по прямоугольнику или квадрату, а в некоторых случаях даже представлять собой восьмиугольник, благодаря чему пары танцоров могли выполнять зигзагообразные движения.

Различают куранту простую и сложную. К первому типу относится собственно танец, основанный на определённом наборе шагов, когда кавалер мерно и чинно вёл даму по залу. Сложная куранта представляет собой пантомиму, помимо танцевальных па включающую и небольшое театральное действо. Одной из популярнейших фигур пантомимической куранты была следующая: три кавалера уводили трёх дам в другой конец зала, где приглашали их на танец. Однако дамы приглашения не принимали, и их несостоявшиеся партнёры уходили. Вскоре следовала ещё одна попытка, но теперь мужчины становились на колени. После подобного вступления начиналась хореографическая часть куранты.

Исторические источники сообщают, что сложная версия требовала большей активности кавалера, нежели простая: здесь партнёр не просто вёл партнёршу, но и мог совершать дополнительные движения. Кстати, в таком виде танец куранта определялся любым направлением: шаги могли совершаться как назад, так и в стороны, а не только вперёд.

Куранту нередко сравнивают с другим старинным танцем – гальярдой, говоря об их некоторой схожести. Кроме того, в эпоху наибольшего распространения куранты столь же широкое хождение имел танец аллеманда, одновременно с которым он покинул бальные залы. На смену церемониальной старинной хореографии пришли более оживлённые танцы гавот, бурре и др.