Логин:
Пароль
Забыли свой пароль?

Написать письмо:

От кого*:

Кому (e-mail)*:

Тема*:

Текст*:

Танцевальный словарьНазад

Ригодон

Ригодон – весёлый старинный танец, популярный во Франции 17-18 века. Исполнялся он в оживлённом темпе под музыку, написанную в двудольном или четырёхдольном размере. Строился на повторе 3-4 разделов с неравным числом тактов.

Произошёл ригодон от народных плясок хороводного характера, традиционных для южных провинций страны (Прованс, Лангедок и т.д.) и первоначально представлял собой одну из разновидностей бранля, являющегося праотцом большинства европейских танцев. В Испании ригодон получил распространение как кадриль, поскольку имел сходное с этим танцем построение: две или четыре пары исполнителей, расположенные друг против друга.
Южный темперамент воссоздан в хореографии ригодона посредством быстрых движений, лёгких подпрыгиваний, вращений. В ходе танца практиковалась постоянная смена партнёров. В разных областях существовал свой собственный танец ригодон, содержащий некоторые отличия в композиции. В Провансе его исполняли, выстраиваясь в круг, а, к примеру, для бургундского варианта был характерен линейный рисунок. Живой и подвижный, он обладал сходством с бурре и монтаньяром. В качестве аккомпанемента танцоры отбивали такт деревянными башмаками, подпевали; музыкальным сопровождением ригодона часто становилась скрипка.
Что касается возникновения термина, то Жан-Жак Руссо ссылался на гипотетического создателя танца Риго. Однако большинство исследователей не склонны с ним соглашаться, полагая, что название «ригодон» имеет итальянские корни, происходя от слова, которое можно перевести как «хороводный танец». Другая версия указывает на связь термина с французским словом «rigoler», в переводе – «танцевать».
Танец ригодон недолго имел хождение исключительно в народной среде: в конце 17 века он обрёл известность как элемент придворной бальной программы. При этом его характер несколько изменился в сторону размеренности и степенности, но, несмотря на обретённую торжественность, он долгое время носил титул самого демократичного салонного танца, внося приятное разнообразие в развлекательную программу аристократов. Достаточно быстро ригодон получил широкое распространение на территории Европы как салонный и бальный танец, пользовавшийся благосклонностью танцмейстеров, которые разбавляли с его помощью традиционное расписание, и собственно исполнителей.
Ригодон, как и многие другие старинные танцы, повлиял на творчество выдающихся композиторов, войдя в инструментальную сюиту немецких, английских и французских мастеров. Считается, что впервые танец взошёл на большую сцену, появившись в опере Глюка «Ифигения в Тавриде». Кроме того, ригодон встречается в балетных постановках Люлли и Кампра: в конце 17 века он включался в хореографические композиции в качестве весёлого танца, подчёркивающего комичный характер происходящего на сцене. К музыкальному ряду ригодона обращались Григ и Равель, в своих произведениях его запечатлели Бах и Гендель.