Как танцевать хип хоп
Чтобы узнать подробнее о хип-хопе, мы отправимся к молодому танцору, преподавателю и судье современного танца - Александру Куровскому
Рейтинг
![]() |
(32984) |
![]() |
(0) |
![]() |
(0) |
![]() |
(0) |


«Правдивее всего люди выражают себя в танце. Тело никогда не лжет».
Анге де Милль.
Александр, расскажите, что представляет из себя хип-хоп?
- Хип-хоп – это своеобразная молодежная культура. Появилась она примерно в 1980-х годах в Америке, среди рабочего класса, далее распространилась и по всему миру. Эта культура, так же как и остальные, имеет свой стиль музыки, танца, манеры поведения, сленг, изобразительное искусство – граффити. Вообще эта культура присуща скорее афроамериканцам, нежели белым людям, ведь они создали её под себя, - это можно проследить на танце. Тогда, в основном, был брейкданс, - выполнение разных акробатических элементов в такт музыке. Позже появлялись новые деления. Сегодня хип-хоп включает в себя такие направления, как попинг, локинг, вейвинг, пауэр мув, стилистики афро-джаза, рагга-джаза, такие понятия, как нью стаил, крамп. Каждый стиль нужно показывать, видеть и тогда будет чёткое понимание деления этих танцевальных дисциплин.
Насколько современные танцы развиты в России?
- Сейчас современные танцы сильно развиты, только в Москве более 150 танцевальных студий и школ. В России современная хореография выработана очень сильно. Большое количество международных конгрессов проводят, такие крупные компании как Nike, Reebok и наша федерация, общероссийская танцевальная организация. Сюда приезжают многие танцевальные педагоги, тренеры чемпионов мира, Европы и т.д.
Также своеобразные чемпионаты, батлы, разнообразные туры проводят федерации, компании, клубы.
Что необходимо новичку, чтобы заняться хип-хопом?
- Для начала нужно научиться слушать музыку, такты, ритм, чтобы соответственно под него начинать двигаться. Необходимо выучить счет, на который раскладываются базовые движения. Потом все накладывается на любой темп музыки.
Главное – слушать музыку и ставить на счет любую хореографию.
Также в каждом направлении, есть определенные базовые движения. В хип-хопе - это качание корпусом, так называемый, «кач» или пружинка. Когда танцор раскачивает тело в такт музыки, он начинает одновременно улавливать музыку и делать базовые движения, тут идет работа всего тела. Обязательно нужны силовые нагрузки, сначала нетрудные, но с каждым разом они должны усложняться и увеличиваться. Все начинается с отжиманий, для того, чтобы укрепить руки, чувствовать, где и как зафиксировать мышцы. Так же, обязательной является растяжка - мышцы нужно не только накачивать, но и немного растягивать, чтобы они были более эластичными, что тоже помогает в танце.
Есть люди, которые стесняются пойти на хип-хоп, как быть?
- Не обязательно иметь фигуру 90-60-90. Неважно, какой человек комплекции. Танцор может быть и плотным, но это, ни в коей мере не будет означать, что он медленный. Я видел много людей, как в России, так и за границей, которые со своим телосложением, в весе больше ста килограммов, вытворяли такие вещи, которые люди, грубо говоря, со спортивной фигурой, не могут сделать вообще. Все зависит от строения человека, от его анатомии, предрасположенности, может ли заниматься этим видом спорта или нет, а также от его физической подготовки. Когда человек приходит, нужно посмотреть на что он способен. Может ему не быть супертанцором в хип-хопе, то есть, для него это будет как обязательная программа обучения, для растанцовки. Но, при этом, человек найдет себя в диско, будет легким на подъем, научится очень высоко прыгать, и станет обладателем отличной растяжки, а хип-хоп, - это просто не его стиль.
Порой люди приходят заниматься современными танцами, а находят себя в модерне, джаз-модерне или в классике. Все зависит от человека, его строения, желания и готовности понимать, куда он пришел и для чего ему это нужно. Также все зависит от педагога, как он все преподнесет - ведь это большая трудоемкая работа, а не как кажется со стороны: пришел человек, ему показали как танцевать хип хоп, парк движений и всё. Нет, нужно объяснить, что танец - не просто механическая работа рук и ног, но и понимания того, что человек танцует.
Кто охотнее идёт в танцы девушки или молодые люди и почему?
- Девчонки в танцы идут с детства, обычно, либо в бальные, либо в современные. Ребята, в основном, начинают заниматься уже в осознанном возрасте, когда понимают все, когда начинает это нравиться, приходят, чтобы научиться, и потом показывать своё мастерство. Но, все же, девушек больше.
В хип-хоп можно прийти абсолютно в любом возрасте, тут нет пределов, границ, все равны. На примере нашего коллектива, могу сказать, что у нас есть как самые маленькие (примерно лет пяти), так и люди, которым за 30. В среднем приходят в возрасте 10-12 лет и молодежь.
Как развиваться танцору?
- Искать для себя что-то новое, заниматься с другими педагогами, помимо своего тренера, ходить на мастер-классы. Допустим, нравится стилистика Германии, можно съездить в Германию позаниматься у топовых педагогов.
Ездить на турниры Европы, мира, там соревноваться со стилистикой танца других стран, ведь у каждой страны своя манера танцевать. В России хип-хоп хорошо развит и мы спокойно соревнуемся с другими странами.
Обмен опытом очень важен для развития танцора.
Учиться танцевать можно постоянно, как говорит Александр, в среднем подготовка хорошего танцора-профессионала, занимает 5-7 лет, но нет предела совершенства. И порой своё умение двигать телом стоит показывать на соревнованиях. В России проходит немало турниров по хип-хоп, как для начинающий, так и для мастеров.
Александр, скажите, как танцору грамотно подготовится к соревнованиям, особенно если он впервые едет на них?
- Соревнования – это большой психологический стресс для любого танцора, так же как и для педагога. Тренер должен проводить мозговой штурм среди своих учеников, которые впервые едут на соревнования. Нужно объяснять, что это не так просто выступать перед зрителями и судьями, которые будут его оценивать, по критериям оценок, по сложности, технике, композиции, одежде, и даже улыбке. Помимо него будет немало танцоров, которые будут танцевать совершенно другие движения, может даже стилистики.
Главное помнить, что не стоит смотреть на других и думать, что они танцуют лучше тебя. В каждом своя изюминка, а у каждого судьи своё мнение, пять судей – пять мнений. Кому-то понравился ты, а кому-то другой танцор.
Это очень большая психологическая атака, особенно для маленького человечка, ребенка шести лет, это очень тяжело и тренер должен постараться подготовить его. Для начала стоит приглашать на занятия родителей, на так называемые «открытые уроки», то есть дети буду уже готовиться, думать, что «Ага, придут родители, значит надо более ответственно подойти, станцевать лучше», чтобы показать, чему он здесь действительно научился и добился за определенное количество времени. Потом, обязательно нужно делать внутри клубные соревнования, чтобы детишки учились работать в коллективе и соревноваться с другими детьми, своими сверстниками, чтобы они научились не бояться этого, не стесняться. И только после этого уже можно вывозить их на соревновательный процесс именно больших мероприятий, может быть на подмосковный уровень, чемпионаты Москвы, ну естественно для начинающих танцоров.
Что касается костюмов, то каждый подбирает свою одежду сам, опираясь на помощь тренера. Для начала, это должна быть очень удобная одежда, которая не сковывает движения, то есть узкие джинсы кому-то могут мешать, а кому-то, наоборот - будет чувствовать себя более комфортно; третий не может танцевать в джинсах и танцует в спортивных штанах, кто-то одевает не спортивные штаны, а удлиненные шорты, типа баскетбольных. Все это сугубо индивидуально, и подбирается под стилизацию танца того или иного танцора.
Совет для начинающих - прятать руки. Руки это самое слабое место, поэтому стоит стараться закрывать одеждой руки по кисть, чтобы слегка скрывает маленькие недостатки. Штаны должны быть слегка свободными, опять же, чтобы скрыть какие-то недоработки в коленных суставах.
Как вести себя на паркете? Как выделиться среди толпы танцоров, чтобы тебя заметили судьи?
- Это работа тренера,- подготовить человека к соревнованиям. Когда тренер считает, что танцор готов, он выставляет его, дальше человек приезжает на соревнования, он боится размеров площадки, количества народа, как бы его ни готовили, все равно стресс есть и будет присутствовать. Просто дальше его нужно подготовить на месте, сориентировать по ходу дела. Не нужно вставать с краю площадки, потому что судьи, при большом количестве народа, по возможности стараются охватить взглядом всех, но опять же, если человек стоит на месте и не делает никаких движений, он будет малозаметен. Нужно стараться вставать где-то в серединке. Что касается костюма, то для того, чтобы выделиться, нужны ярки цвета: голубые, синие, зеленые, костюм может быть чисто белым или с оттенками. Каждый готовится к этому заранее, чтобы его заметили. Может быть, танцор наденет кепку какую-нибудь или шапку цветную, веселую, может шапку с помпоном, или он будет в шапке-ушанке. Когда человек вышел в шапке-ушанке, он уже привлек к себе внимание, и вот оно, пожалуйста, он уже заработал себе маленький бонус. Это фишки, которые продумываются вместе с тренером заранее.
Но все же главное, это то, как ты танцуешь. Что бы пройти в последующие туры, человек должен выкладываться на паркете. Для начала нужно слушать музыку, это самая большая и главная задача для танцора. Четко танцевать в музыку, если он танцует заранее подготовленную схему. Если он танцует импровизацию, опять же попадание в музыку, в ритм. Если он знает эту мелодию, по возможности стараться обыграть её какими-то фишками по музыке: где затухание в музыке, где резкий всплеск, то есть знать эти вещи. Если человек танцует готовую композицию, то это четкий хороший расклад по движениям, четко отточенные движения с базой и, не забывать улыбаться.
По каким критериям оценивают участников судьи?
- Существует такая система 3D, то есть оценивается по трем категориям: техника, имидж и композиция.
По технике, ты оцениваешь уровень танцора, как он исполняет тот или иной стиль.
По композиции - это сложность композиции, насыщенность её, работа в партерах, работа по уровню высоты. Танцор может танцевать на полусогнутых ногах, где-то он танцует высоко, где-то переходит в партеры, то есть это все композиция.
И имидж танцора - как он одет, как выглядит, как себя преподносит. То есть, своего рода, человек должен за одну минуту показать некий спектакль.
Сейчас танцуют всё: кто-то танцует медленно, кто-то танцует быстро, один танцует хорошо и второй хорошо, ты смотришь объективно, потому что стилей много, не можешь остановиться на чем-то одном. Кто-то приверженец старых стилей, так называемых old school, кто-то наоборот, танцует new school - новые направления, больше основанные на импровизации.
Я могу ответить так: нет предела совершенства, поэтому есть куда стремиться, хип-хоп не стоит на месте, он всегда развивался и будет развиваться, поэтому судья должен посещать различные мастер-классы быть всегда в теме, в курсе событий, то есть он должен знать, что сейчас модно, какие танцевальные движения, какие танцевальные направления, чтобы быть профессионалом в своём деле, чтобы, когда вышло сто человек, и из этих ста он должен определить, что каждый танцор танцует тот или иной стиль, ту или иную композицию. И танцор должен своим стилем показать ту или иную стилистику, которую он танцует выбранную им и его тренером, чтобы четко передать то направление, которое он показывает.
Если танцор, дуэт или малая группа не согласны с решением судей, что им делать?
- Количество судей всегда нечетное, для того чтобы один голос всегда был в перевесе. На чемпионатах Москвы - 5 судей, на больших чемпионатах, например России - 7 судей. Семь судей – семь разных мнений. Никто не может убедить судью исправить оценку, значит, судья видит так. Если же получается результат на лицо по несогласию, есть главный судья на соревновании, к которому подходит, либо представитель, либо руководитель коллектива и в письменно форме опротестовывает решение судей. Есть технический комиссар, который может объяснить с главным судьей, почему так или не так, то есть, в принципе, разобрать выступление команды, дуэта, танцора можно всегда. Судья должен быть компетентен в том, что он судит, судья должен быть в теме, он должен знать реально, что он оценивает. На моей памяти таких вещей было очень мало, на пальцах пересчитать можно, но бывают.
Кого судья судить не может?
- Судья не может судить своих родственников, свою семью. Вот у меня танцуют жена и сестра. Когда они выходят на паркет, и я в судейской линейке, то у главного судьи или технического комиссара, я прошу замену, чтобы судейство было объективным, и потом не было претензий о предвзятом судействе. Это этика поведений судей, человек не должен судить своих. Одно дело, когда приходится судить учеников своего коллектива, судей, на самом деле, не так много, а участников с каждым годом становится все больше, и волей - неволей, все сталкиваются с тем, что судят своих танцоров. Естественно, своих судят строже, потому что знают, что они танцуют, как они танцуют и как должно это танцеваться.
Кто сидит в судейской бригаде? Кто становится судьей?
- Проводятся лекции, семинары, по окончанию обучения, проходит ежегодная, обязательная сдача экзамена на судейскую категорию. Категории судейства разные и в зависимости от уровня категории, по сложности, человек сдает различные тесты и экзамены. Будучи судьёй, человек должен чётко знать основные направления, такты музыки, правила поведения судьи на площадке, правила проведений соревнований. Технический комиссар, должен знать, что можно в данном стиле или в данной возрастной категории танцору, а что запрещено, чтобы он мог чётко оценивать данного танцора, поэтому заранее учатся. Кто хочет сдать на судейство, есть специальная литература, положение правил, которые вывешены на сайте федерации, она находится в общем пользовании и доступности. Человек учит все это и приезжает сдавать экзамены, а его оценивает приемная комиссия, которая состоит из: президента федерации и судейского комитета России, это по России. На международном уровне, желательно сдавать на английском языке, дабы уметь изъясняться на международном языке, соответственно все термины человек должен знать на английском языке.
Что такое танцы для Вас?
Я вхожу в зал, закрываю дверь и попадаю в совершенно другой мир, в котором нет обычных житейских проблем. Это, своего рода, другое измерение, другой мир, в который ты заходишь снова и снова и получаешь массу удовольствия, кучу позитивных эмоций, энергии и заряд бодрости на всё оставшееся время. Тут думаешь о том, как развиваться дальше самому, передать свой опыт, и чтобы в результате детишки радовали своими победами. Плох тот ученик, который не хочет быть лучше своего тренера. Я надеюсь, что мои ученики в дальнейшем, вырастут и будут танцевать лучше нас, станут пропагандировать здоровый, весёлый образ жизни, современную танцевальную культуру и наш коллектив.
Есть какие-нибудь пожелания к нынешним и будущим танцорам?
- Скорее к людям, которые сидят во главе – к правительству: больше обращайте внимания на детский спорт, молодежные движения, не жалейте вкладывать туда средства. Молодежная политика должна быть развита без наркотиков, без алкоголя.
А всем танцорам лёгкого паркета и удачи по жизни!
На протяжении долгого времени хип-хоп не потерял своей индивидуальности. Он поспособствовал появлению новых направлений и постоянно развивается сам, захватывая все больше и больше сторонников.
Современный танец – танец для всех, здесь любой может найти то, что ему по душе. А мир хип-хопа тем более уникален, ведь для него не важен возраст, пол и цвет кожи. Главное – желание стремиться к новому. Выбирайте, не бойтесь и танцуйте!
Лилия Шаповалова
Александр любезно согласился также вкратце рассказать о каждом направлении:
Попинг – это акцентированные движения с жёсткой остановкой, фиксацией по музыке. Хореография своеобразная: жесткая, основанная на анатомии тела. Каждый сустав должен работать отдельно. Танцор обязан полностью чувствовать и контролировать своё тело, напрягать и расслаблять поочередно нужные части тела, чтобы расставлять акценты для достижения нужного эффекта, зрелищности.
Локинг – идёт из брейка,- довольно динамичный стиль, описать его сложно, эту нужно видеть. В целом - это вращательные движения кистей, локтевых суставов.
Вейвинг – движения плавные, волновые, не только руками, но и всеми частями тела. Все основано на пластике.
Пауэр мув – понятие, заимствованное из брейка, - силовые нагрузки на мышцы, силовые движения. Это могут быть отжимания, стойка на руках с отжиманиями, какие-то переходы на фрейды, то есть на остановки движений вверх ногами с использованием рук (стойка на одной руке, а второй можно взяться на стопу ноги).
Афро-джаз - это тряска нижних частей тела, тазобедренной, иногда и верхней, то есть работа корпусом, иногда все вместе. Быстрые, в такт музыки, движения. Смотрится очень красиво, но этим нужно владеть, не каждый человек сможет повторить.
Рагга-джаз обладает более спокойной стилистикой, уверенной. Всё раскладывается по музыке, акцентирование идет определенными движениями в какой-либо момент музыки или во время звучания определенного музыкального инструмента, например движение бёдрами в такт барабанам. Тут очень сильно используется вейвинг, волнообразные движения, с акцентами.
Нью стайл – это понятие родилось в России относительно недавно, может около пяти лет назад. Иными словами - это батлы - танцоры не знают, какую музыку им поставят, они должны в процессе обыграть эту музыку в определённой стилистике. Тут всё зависит от музыки, от битов, другими словами, Нью стайл – это импровизация.
Сейчас хореография, стрит направления и основывается на импровизации (если это не постановка). Когда делаешь шоу или группу, то все раскладывается на музыку, расставляются акценты и получается готовое шоу.
Крамп. В России это направление появилось недавно - это объективный вид танца, в котором используют частые жесткие сокращения мышц, оно связано с напряжением. Это довольно агрессивный танец с резкими движениями. Как ни странно белые люди танцуют его не так как афроамериканцы, ведь у последних, это в крови, в культуре, а мы только учимся.
Другие новости



Коментарии (0)