Танцы народов Севера
Танцы народов Севера – это сплетение традиций и обрядов. До начала XX века большинство народов не имело танца как такового.
Обряд посвящения в воины и камлание шамана, культ охоты и единение с природой, народные праздники и преклонение перед тотемами родов – всё это было разрозненно и не имело отношение к танцу в понимании европейского человека. Например, по-якутски «танец» звучит как «унк», что в переводе означает «читать молитву». Организация театров народного танца в советский период сыграла решающую роль в формировании танцев народов Севера.
Самыми интересными можно назвать якутские танцы, отличающиеся от всех прочих сдержанностью и спокойствием. В женских танцах превалирует грациозность и плавность, в мужских – ловкость и сила. Женские танцы более затейливы, замысловаты, мужским присуща точность рисунка и ясность пластики.
В якутских танцах очень много родственных другим тюркским танцам элементов и движений, например, глубокие прогибы в женских танцах.
Так как танцам народов Севера чужд бытовой характер, в основе их сюжетов лежат разнообразные религиозные действа и сценки из живой природы.
То, что северные народы исполняют во время своих праздников и переплясов, совершенно не зрелищно для любого инородца. Аутентичный фольклор непонятен, да и демонстрировать чужаку его не спешат. Популярность на этнические танцы заставила придумывать театрализованные действа, увлекающие зрителя и понятные ему, подбирать соответствующие инструменты. Кстати, бубен – это не музыкальный инструмент для северян, это ритуальный предмет. Поэтому прилюдная пляска под бубен не имеет никакого отношения к истинным танцам сурового края.
Отличительная черта танцев всех народов Севера – экзотичность и свободная пластика, аккомпанементом которой выступает горловое пение и весьма неординарный вокал.