Хорнпайп
Хорнпайп – зародившийся в Англии (по другим данным, в Шотландии) народный танец, распространённый на всей территории Британских островов в 16-19 веках. Первые упоминания о нём относятся к 15 веку.
Название танца произошло от старинного шотландского музыкального инструмента, напоминающего волынку, под игру на котором его исполняли. Самым ранним образцом данного стиля, дошедшим до наших дней, считается сочинённый в 1525 году хорнпайп Хью Астона.
Существует великое множество разновидностей этого танца, формировавшихся в отдельных социальных группах. Большой популярностью пользовался матросский танец хорнпайп, вышедший далеко за пределы Великобритании. Данная версия танца исполнялась на месте, что было очень удобно в условиях ограниченного корабельного пространства. Танцоры, выдерживая прямой корпус и сложив руки за спиной либо вытянув их по швам, быстро и ритмично двигали ногами. При этом они слегка покачивались из стороны в сторону, имитируя качку на судне. Похожая манера исполнения характерна для большинства ирландских танцев. Американский же вариант назывался «Хорнпайп президента Гарфилда» и был популярен в начале 19 века.
В конце 17 века сформировались и ныне существующие версии стиля: «Безумная Молл» и «Павлин, следующий за курицей», дошедшие до наших времён в практически неизменном виде, если верить источникам трёхсотлетней давности. Музыкальный ритм, соответствующий этому хореографическому направлению, может варьироваться в зависимости от того, какая его разновидность исполняется: например, в версии моряков танец хорнпайп имеет размер 2/4 или 4/4, равно как и ирландские «Хорнпайп Рощ» и «Мальчики Блухилла».
Известно, что хорнпайп исполняли в жёсткой обуви, дабы подчеркнуть синкопированность мелодии, сопровождающей танец. Отчасти благодаря пунктирному ритму и дроблённому хореографическому рисунку танец хорнпайп классическими композиторами 18 века всерьёз не воспринимался: его называли странным, и лишь в 19 веке на него обратил внимание скрипач Джеймс Хилл, которому принадлежит наиболее ранние образцы жанра. Кроме того, музыкальной составляющей этого стиля занимались Гендель и Пёрселл. Мелодии хорнпайпа, обнаруженные в сборниках 18-19 веков, обладают оригинальными акцентами и порой даже пронумерованными тактами, соответствующими танцевальным шагам.
В эпоху Барокко танец хорнпайп не раз привлекал к себе внимание английских композиторов, причём версия, использованная в классических произведениях, обладала тройным разовым ритмом, дабы наиболее отвечать требованиям классической музыки того времени. На театральных подмостках разворачивались хореографические действа, в которых находили место элементы хорнпайпа. Самым известным барочным танцем, принадлежащим данному направлению, является «Рондо хорнпайп Пёрселла».
Сегодня хорнпайп считается национальным достоянием Великобритании, формирующим облик страны с её традициями и ценностями.