Саиди
Саиди (Saiidi) – это фольклорный танец живота с тростью, распространенный среди пастухов Верхнего Египта.
Пастух без длинной палки не мыслим. Бамбуковые трости, ассайя, служили и оружием, и опорой, и средством, помогающим в воспитании скота. Постепенно сложился мужской парный танец тахтиб (Tahtib). Во времена египетских фараонов он был боевым танцем, но позже приобрел популярность и в качестве светского танца.
Женщины переняли манеру исполнения мужского танца, правда, не ставили задачей имитацию сражения на ассайе. В их исполнении ракс ассайя стал более игривым, изящным и легким. Для своих развлечений они выбирали более миниатюрные трости.
Современное исполнение саиди предполагает использование трости заданного размера – чуть меньше 122 см. Саиди может исполняться как сольно мужчиной и женщиной, так и в паре – однополой или смешанной. Кстати, можно и вовсе отказаться от трости, но тогда танец станет более пресным, растеряв все изюминки, в качестве которых выступают эффектные вращения тростью и балансировки на груди, бедре или голове.
Множество трюковых элементов с бамбуковой тростью завораживают. Вращения по большой траектории с выписывание «восьмерки» обычно производятся с такой умопомрачительной скоростью, что слышен свист рассекаемого воздуха. И это при том, что танцор все время находится в движении!
Верчения, постукивания, легкие подскоки совершаются под музыку с ритмом 4/4. Для этого танца требуется особое музыкальное сопровождение, в котором участвуют rababa (струнный инструмент), tabla beledi и dumbek (ударные инструменты) и mizmar (рожок).
Исполнители этого энергичного танца облачаются в специальный костюм: мужчины – в длинные штаны, галабею и шарф, намотанный на голову, женщины – в расшитое платье beladi с повязанным на бедра шарфом или поясом и головной платок.
Мужественная мужская версия танца и кокетливая женская одинаково зажигательны, энергичны, темпераменты.